В основной конкурс попала картина Ивана Вырыпаева «Эйфория», в программу «Горизонты» – лента Хлебникова «Одиночное плавание». Мало того, трое русских и в различных фестивальных жюри: Чулпан Хаматова будет судить основной конкурс под руководством Катрин Денев, критик Андрей Плахов будет выбирать лучший дебют вместе с Мохсеном Махмальбафом и Гильермо дель Торо, Алексей Федорченко, режиссер «Первых на Луне», – лучшую короткометражку. И, так сказать, наша радость была бы неполной, если не отметить, что все три российские ленты, попавшие в Венецию, участники «Кинотавра». Вполне вероятно, что отборщики сочинского фестиваля, собирая программу, держали Мостру в голове не только как приятную перспективу для дальнейшей судьбы фильмов, но и как образец для подражания. Во всяком случае, сосредоточенность на актуальном, неожиданном кинематографе, а не на идеологических конструкциях выдает определенное сходство. Оно было бы полнее, если бы «Эйфория», кинодебют театрального режиссера Вырыпаева, все же получила основную награду на «Кинотавре». Фильм был к этому близок, но уступил главный приз ленте «Изображая жертву». Впрочем, само по себе участие в фестивале мало о чем говорит: в Таиланде, чья лента также представлена в конкурсе, сегодня тоже праздник. Давать неожиданное, часто провокационное и экзотическое кино – часть стратегии Венеции. Кроме того, российские фильмы уже третий год идут в Венеции – победа «Возвращения» Звягинцева и вполне теплый прием, оказанный «Последнему поезду» Германа-младшего, создали определенную традицию. А вот то, что «Остров» Лунгина с Петром Мамоновым в роли кающегося грешника в монастыре будет закрывать фестиваль, можно действительно считать признанием существования российского кинематографа. Конечно, Павел Лунгин – фигура вполне европейская, и удовольствие утащить его из Канн, где он обычно представлял свои ленты, возможно, сыграло свою роль. Тем не менее лента закрытия – последнее впечатление от события, и кому попало его не доверят. Открывать же фестиваль будет лента Брайана де Пальмы «Черная орхидея» со Скарлетт Йоханссон, Хиллари Суонк и Джошем Хартнеттом – нуар по роману Джеймса Элроя об убийстве, коррупции и общей мрачности жизни. Элрой, написавший «Секреты Лос-Анджелеса», не смог остаться равнодушным к так и не раскрытому убийству актрисы Элизабет Шорт в 1947 году, де Пальма после «Роковой женщины» на смог остаться равнодушным к Элрою. Фильм также участвует в конкурсе. Всего же в конкурсе 21 фильм. Будут молчавший шесть лет после «Реквиема по мечте» Даррен Аранофски с феерией «Фонтан», Стивен Фрирз с драмой «Королева» о премьер-министре Тони Блэре и королеве Елизавете, пытавшихся после смерти принцессы Дианы найти компромисс между частным горем королевской семьи и желанием публики знать правду. Неожиданным оказалось появление штукаря Пола Верхувена с драмой «Черная книга» – историей еврейской девушки в оккупированной нацистами Голландии. Самое же занятное – это фантастическая лента Альфонсо Куарона «Дитя людей»: недалекое будущее, полный хаос, рождение спасителя. После «И твою маму тоже» и «Гарри Поттера» куда еще занесет беспокойного мексиканца? Вне конкурса покажут «Всемирный торговый центр» Оливера Стоуна и «Внутреннюю империю» Дэвида Линча. Также покажут анимационную ленту Горо Миядзаки – сына знаменитого Хаяо. Эта история сама достойна фильма: парень долгие годы отказывался работать в анимации, чтобы избежать сравнения с великим отцом. Выучился на агронома (!), потом очень успешно занялся архитектурным дизайном. И вот все-таки снял мультфильм. Судьба все же есть? Возвращаясь же к нашему участию в Венеции, которое будет дополнено ретроспективой советских тоталитарных мюзиклов вроде «Волга-Волга», хочется добавить, что само по себе присутствие в программах мало что значит, пока картины не смотрят дома. При всех достоинствах «Возвращения» и «Последнего поезда» они остались чистым фестивальным продуктом. Но этот год в Венеции и в самом деле может стать крайне важным для российского кино. «Эйфория», «Свободное плавание», «Остров» – это, конечно, не блокбастеры, и даже успех «Горбатой горы» на родине их не ждет. Однако картины этого года имеют своего зрителя помимо критиков и любопытствующих иностранцев. И то, что именно они оказались в Венеции, это действительно важно.
Фестиваль откроется 30 августа. |