Экзотическая индийская красавица Тило одиноко проживает в Калифорнии. Ее гетто – магазин специй, в котором она ворожит с шафраном и имбирем, составляя для посетителей разные зелья. Выйти из магазина ей не позволяют особые отношения с пряностями. Пройдя в детстве обучение в школе магической кулинарии у берега Индийского океана, она умеет разговаривать с растениями и слышать их голоса. С их помощью она может врачевать тело, душу и судьбу людей. В обмен – строжайший целибат. Не только отношения с мужчинами, но даже короткая отлучка от тюков и склянок со специями влечет за собой кару со стороны мстительных перцев, помидоров и фенхелей. Ее судьба – в служении людям. Однако приходит день, когда на пороге появится хмурый американский саиб, который внесет в расклад свои коррективы. «Принцесса специй» – новый проект довольно удивительной пары. Американец японского происхождения и британская индианка, родившаяся в Кении, – какие еще супруги лучше подготовлены для кинопроектов, основанных на экзотике, культурных различиях и их романтическом преодолении. Пол Маэда Берджес и Гуриндер Чадха вместе поставили «Играй как Бекхэм» и «Невесту и предубеждения». Жена, выступавшая на проектах в качестве режиссера, мужа явно затмевала. Японско-американская гордость захрустела, и Берджес тоже решил снять кино. Кросс-культурность здесь просто зашкаливает. В лавку госпожи Тило заходят индийцы, сикхи, негры и белые. Всем как-то не по себе – проблемы дома, проблемы с любимыми, проблемы с этой чертовой Америкой, где все не так. Народовольческий пафос кинематографической четы прорывается в истории таксиста, чьи родные были убиты мятежниками в Кашмире, или в истории самой Тило, чья семья пала жертвой живописнейших индийских бандитов. Приходится сочувствовать – играет беднягу синеокая Айшварья Рай, мисс мира, один из главных продуктов индийского экспорта. Но сочувствие длится недолго. Истории о женской магии и прочий магический реализм – по определению жанр безвкусный, но буйство красок лавки пряностей и идея ревнивой флоры давали повод рассчитывать на колониальную живописность. А экзотика индийского колдовства и проблемы иммигрантов – на неожиданные сочетания. Однако снятый с вызывающей оторопь наивностью фильм даже умиляет своим простодушием. Строгая старушка-волшебница в белых одеждах, красные перцы, самовозгорающиеся от злобы, хмурый принц-избавитель, который отчего-то оказался наполовину индейцем, кроткая, как овца, Айшварья Рай – это уже не экзотика и диалог культур. Это уже почти «Морозко», только без вдохновенного безумия ленты Роу. Всего один шаг в сторону – и из «Принцессы специй» получился бы отчаянный экзотический трэш, что-то вроде «Гремлинов» в сари. Впрочем, у них почти получилось. Вроде бы Берджес и Чадха слишком серьезные люди для этого, ответственно относящиеся к свое миссии – заставить сойтись Запад и Восток. Однако этнические меньшинства у этих коллаборационистов мирового порядка – существа не менее сказочные, только более понятные и безвредные. |