«Человеческое, слишком человеческое…», - бурчал великий брюзга больше ста лет назад, и его можно понять. Для тех, кому надоело человеческое, «Люди Х: Последняя битва» - временное облегчение, расслабление глазного хрусталика, утомленного привычными видами. Если в вампирско-оборотническом «Другом мире» люди были всего лишь едой, то в завершающей части кинотрилогии о мутантах они - статисты Рагнарека. Равновесие сил, достигнутое в предыдущей части, рушится очень быстро. Погибшая под водами озера Джин Грэй (Фамке Янссен) взывает из пучины к любезному Циклопу, потерявшему покой и сон. Отправившись к озеру, Циклоп становится свидетелем и жертвой воскрешения любимой в новой аватаре - Темного Феникса, безумного и всемогущего существа. Профессор Хавьер торопится помочь Джин - всю жизнь он сдерживал демонов внутри нее, но смерть выпустила их на свободу. Однако, тщетно. Феникс вырывается на свободу - ад сорвался с цепи. Тем временем люди придумали лекарство, блокирующее ген, отвечающий за способности мутантов. Источником лекарства является мальчишка-мутант, чьим саркастическим даром является способность лишать мутантов их возможностей. Пока речь идет только о добровольной прививке для тех из мутантов, что хотят вернутся в семью человеческую. Однако на основе лекарства уже разработано оружие - так, на всякий случай. Первой его жертвой становится синяя бестия Мистик, превращенная одним выстрелом в печальную красавицу. Магнето воспринимает это как объявление войны и собирает небольшую армию из разнообразный мутантов, чтобы взять штурмом остров Алькатрас, где держат мальчика-лекарство. Люди Х принимают сторону человечества. Завершение трилогии выстроило логику всего сериала, двигающегося против времени. Сумрачная, атмосферная, первая часть с резко выписанным героем в лице Россомахи, продолжилась туповатой второй, сделанной духе «Тимура и его команды», чтобы завершиться почти безличным разгулом архаичной мифологии. Битва происходит на тех же полях, что видели сражения ахейских богов и скандинавских асов. Джин Грэй/Темный Феникс, которая фактически является главным персонажем последней части - темнолицая Кали, госпожа тотального уничтожения. В небе, окутанном черным дымом, летит белокрылый Ангел, спасая отца, едва не «исцелившего» его от чуда. Винни Джонс, едва узнаваем в виде неостановимого гиганта, пробивающего любые стены, по имени Джаггернаут. Психологии здесь места почти нет. Да и времени у персонажей на размышление почти не остается, слишком быстро летит действие. Избыток героев, многие из которых появляются в кадре на считанные минуты, вызвал скорбь поклонников комикса - любимые и давно знакомые лица мелькнули на экране со скоростью света. Сожаление вряд ли оправдано - мелькание невероятных существ и создает атмосферу «Последней битвы». А, кроме того, режиссер Бретт Рэтнер делал фильм о разнообразии, пожирающем самое себя. Разнообразии, поле возможностей, многовариантности, которые были знаменем уходящей эпохи. Сегодня, когда каждая возможность готова защищать свои права на улицах, в суде и с оружием в руках, концепция 90-х выглядит уже не так аппетитно. Хэппи-энд фильма выглядит надуманно - возможно от того, что поводов к нему реальность не оставляет. |