Новый телевизионный сезон наконец можно считать открытым: битва титанов закончилась, жюри вывесило оценки, судья остался на ринге один – расходясь, титаны забыли пожать друг другу руки. А вступительные титры у «Золотого теленка» были все-таки хороши. Не мечта поэта, но глаз радовали. Все эти вензеля, дефилирующий Остап-Меньшиков, довольный собой. Стильно, бодренько, лаконично. Жаль, что ради титров не получилось вытерпеть все остальное… Восемь равно тоскливых серий, скомканный финал, открытое обращение сценариста Авраменко, который, не дожидаясь конца, первым выбросился из «Антилопы» и протрубил о провале. Мелко, но хоть какой-то шумок. В отсутствие слона приходится верить моськам: рекламе, скандалам, слухам о гонорарах. Выяснить, получил ли Меньшиков миллион за роль, пока не удалось. Перетряхнув бухгалтерию «Турецкого гамбита», счетная палата, кажется, успокоилась. Каналы, не дожидаясь проверок, теперь сами рапортуют о доходах. «Первый», растеряв на «Теленке» аудиторию, заработал денег. «Россия», не заработав денег на Солженицыне, приобрела аудиторию.
Правда, пока еще небольшую: последние серии «Теленка» и «В круге первом» не заставили московского зрителя разорваться, и он опять выбрал «Ментовские войны» и «Не родись красивой»; проекты, гарантирующие если не качество, то стабильность. Ухищрения и перестановки «Теленку» не помогли. «Первый», обычно закрывающий премьеру рассказом о закадровой «кухне» (как это было с «Гибелью Империи»), в случае с «Золотым» отмолчался. А «Россия», напротив, завершила показ эпилогом – разговором о «В круге» в кругу своих.
Очень коротко, для тех, кто все пропустил: Остап женился на Зосе, Володина арестовали и трижды раздели догола, Некрасивая купила дорогую марку машины – и все, кто еще в силах, за нее порадовались.
Если бы указанные сериалы шли на одном канале, совместный рекламный постер могли бы украшать: Меньшиков в костюме жениха, Певцов в костюме Адама и голова Уваровой в салоне авто. Такая вот тройка лидеров (почти как в басне Крылова). Игрушечная борьба за проценты увенчалась игрушечной победой. Серьезных Панфилова и Солженицына на последних поворотах обогнала Пушкарева на иномарке. Скандалистам и лауреатам зритель предпочел артель сценаристов, записанных мелкими буквами в несущихся финальных титрах. Кого из них поздравить с победой? Не важно. Мулла Дадулла не предложит за их головы 100 килограммов золота. Ронять и уродовать Катю – это вам не карикатуры на пророка Мухаммеда рисовать.
Итог подвести легко, так как в итоге ничего не случилось. Убедившись, что зритель стерпит и пьяного Есенина и лилипута-кота, планку опустили еще ниже. Побежденных нет.
Режиссер «Теленка» Шилкина смылась в Африку снимать очередную комедь. Книжные магазины ждут новых читателей Солженицына. Стоматологи говорят спасибо «Амедии» за пациентов и продолжают править прикусы. На улице холодно, в телеэфире опять штиль. Скопившихся вопросов много, но задавать их некому. Например, до сих пор неизвестно, почему отечественные, снятые на цифру или бетакам фильмы идут в широкоформатном виде, а импортные, снятые на кинопленку, в телевизоре обрезаются? Кому выгодно, чтобы у иностранных актеров на крупном плане не было ушей? Почему в Бразилии, представляя новую теленовеллу, начинают с имени автора, а у нас этой участи удостаиваются только покойники и Солженицын? Насколько низко должны упасть рейтинги, чтобы «Первый» продолжил показ «Остаться в живых»? И насколько они должны вырасти у «России», чтобы с канала исчезли утомленные лица, разговаривающие ни о чем в районе шести и семи часов вечера? Какую кнопку надо нажать, чтобы уморить юмористов? Сколько надо разбить фонарей, чтобы авторы придумали новые улицы и новых героев? И почему при высоких кассовых сборах зарплаты сценаристов растут, если только те устраивают скандалы? Кстати, а что изменилось, если бы актеру Меньшикову действительно заплатили за роль миллион?
Вот Глории Перез (автору «Клона») предложили чуть меньше, но результат не заставил себя ждать – сценаристка отдала «Глобо» еще несколько ударных проектов. Только не нужно во всем винить телевизор. Не так давно и у нас были нестыдные многосерийные фильмы: «Место встречи изменить нельзя», «Противостояние», «Деревенский детектив», «Кортик», «И это все о нем». Недорогие, с точки зрения производства, но почему-то ставшие неподъемными в плане сюжетов и тем. Со следующей недели нас ждут «Грозовые ворота» с Пореченковым (сериал хотели назвать «Ротой», но столько рот мы не выдержим), «Бухта Филиппа» с Хабенским и «Тронутые» с молодыми и неизвестными актерами, которым вряд ли улыбнется стать известными благодаря «Ren-TV». Лучшие иностранные сериалы, вроде «Дефективного детектива» и «Вавилона 5», по традиции покажут в 4 и 5 утра. А чтобы не сравнивали.
|