Жизнь небольшого городка шла прекрасно, пока не повесился дилер, снабжавший «колесами» всю местную школу. Его лучший друг, обнаружив тело, тихонько закрыл дверь, сказал маме самоубийцы «до свиданья» и пошел домой. Что не только упрочило его репутацию психа в школе, но и навлекло на него дополнительные неприятности. Компания отморозков потребовала, чтобы он нашел и принес им заначку умершего парня, а для убедительности взяли в заложники младшего брата героя. Брат оказался никаким не братом. Ситуация так запуталась, что финал, в котором происходит свадьба, поминки и поножовщина, едва расставляет все по местам. Это если в двух словах. Фильм «Чамскраббер» (Chumscrubber), получивший на прошлогоднем Московском кинофестивале приз зрительских симпатий, принято сравнивать с «Красотой по-американски» и с «Донни Дарко», и обе эти картины в пересказе выглядят довольно глупо. То же касается и дебютного фильма Арье Посина, сына русских эмигрантов, выпотрошившего психопатологии американского пригорода. Возможно, больше для представления о картине сделает упоминание товарища Бендера – продюсера фильмов Квентина Тарантино, и Бонни Кертис, продюсировавшей последние фильмы Спилберга, которые и подняли этот проект. Привлекли Гленн Клоуз, Рэйфа Файнза, Кэрри-Энн Мосс и недавно поучаствовавшего в шедевральной «Дорогой Вэнди» замечательного Джейми Белла. Все получилось – успех на «Санденсе», успех в Москве. Не получилось, судя по всему, только успеха в американском прокате. Не столько в силу интеллектуальности ленты, сколько в силу раздражения, которое испытали зрители от атаки на культуру пригородов. Идея обличать лицемерие и разобщенность обитателей субурбии показалась им запоздалой и банальной: слишком легкая мишень. То, что пригороды – заколдованная страна помешанных на успехе лунатиков, где возможны любые эксцессы, уже и так всем понятно. Что, впрочем, совершенно не отменяет удовольствия, которое можем получить от просмотра «Чамскраббера» мы. История с похищением мальчишки и заначкой с наркотиками – нить, на которую нанизаны невероятно симпатичные скетчи и эпизоды, актерские репризы, этнографические наблюдения и визуальные аттракционы. Чистая радость смотреть на Рэйфа Файнза в роли спятившего мэра городка – тихого улыбчивого человека, помешанного на дельфинах и воде. Когда он, пролив вино, со шкодливой улыбкой встает носками в красную лужу, – это красиво. И когда мать повесившегося мальчика начинает обзванивать соседей, сообщая, что она не винит их в смерти сына, – это тоже красиво. Когда женщина, собирающаяся замуж, стоит под дверью сына, терпеливо объясняя, что все будет хорошо, не смея нарушить его прайваси вторжением, а мальчишка уже второй день в руках похитителей, – это забавно. И когда повесившийся подросток превращается в апокалиптического безголового персонажа компьютерной игры по имени Чамскраббер – это тоже забавно. Дебют Посина – тот случай, когда части больше целого, детали важнее основы, а интонация существенней генерального замысла. Говоря о фильме, можно упоминать «Американскую красоту» и «Донни Дарко», а можно фильмы Тода Солондза и Ларри Кларка; есть в этой картине нечто усредненное, а серьезность намерений Посина сжечь к чертовой матери глаголом сердца людей несколько навязчива. Все это, впрочем, придирки от смущения, вызванного нездоровым желанием поаплодировать, когда начинаются финальные титры. |