Timus
  НовостиСообществоСервисыМузыкаКиноИгрыПоискО проекте  
 В разделе
В полнолуние океан становится убийцей
Сколько бы человек ни считал себя царем природы, во время стихийных бедствий он подчас оказывается совершенно беззащитным, особенно если натиск стихии носит катастрофический характер
26 октября 2006

Вечная жизнь мумий пошла прахом
Древний Египет у огромного числа людей ассоциируется с пирамидами и мумиями. Египтологи на протяжении двух веков изучают археологическое наследие одной из древнейших цивилизаций мира, но тайн и загадок меньше не становится
24 октября 2006

Электрический ток раскрыл природу сновидений
Откуда берутся сны? Этот вопрос волнует всех без исключения – хотя бы потому, что все особи подвида Homo sapiens sapiens когда-нибудь спят
23 октября 2006

Дыра над Антарктидой достигла рекордных размеров
На нашей планете зафиксирован очередной рекорд – на этот раз, правда, гордиться человечеству нечем, - "благодаря" всеобщим усилиям над Антарктидой появилась самая большая в истории озоновая дыра
20 октября 2006

Грязней России места нет
Выброс в атмосферу разного рода химикатов давным-давно стал для экологов проблемой номер один. Взять хотя бы так называемые тепличные газы – главным образом углекислый газ и метан: считается, что увеличение их концентрации в атмосфере значительно ускоряет процесс глобального потепления , которое, в свою очередь, грозит Земле катастрофами фантастических масштабов. Но не меньший вред планете и наносят тяжелые металлы...
19 октября 2006

У наследников дворцов и усадеб появился шанс

  27 октября 2006

Лет пятнадцать назад тема реституции – возвращения имущества владельцам и их прямым потомкам не сходила со страниц СМИ. Эксперты, потомки дворянских фамилий и просто интересующиеся обсуждали возможные пути реституции.

На практике вся эта дискуссия не вылилась ни во что конкретное, как видно на примере одного из первых инициаторов возвращения национализированной недвижимости – Евгения Мещерского с Украины. Потомок княжеского рода Мещерских решил пойти в лобовую атаку на российское государство. Он предъявил документы на право владения усадьбой Алабино под Москвой и начал ходить по инстанциям. На тот момент от усадебного дома оставались одни руины, а пригоден для жилья был только флигель. Поначалу Мещерскому удалось договориться с местной администрацией, и он вместе с семьей занял флигель. Но дальше флигеля дело не двинулось. К началу XXI века стало ясно, что усадьбу ему никто не вернет, и "князь" куда-то пропал, вроде бы, даже освободив усадебную жилплощадь.

В последнее время в России вновь заговорили о возвращении собственности потомкам тех, у кого она была отнята после октябрьского переворота. Отчасти разговоры подогреваются принятием нового Земельного кодекса, где зафиксировано право собственности физического лица на землю, еще в большей степени – решением государства вернуть право собственности на землю под культовыми строениями религиозным организациям. То есть, вроде бы, процесс медленного признания прав "исторических" владельцев недвижимого имущества, как в случае с религиозными организациями и общинами, пошел.

Однако реституция, которая в глазах большинства населения до сих пор выглядит эдакой благостной картинкой возвращения дворцов и поместий благодарным отпрыскам, гораздо более сложный и болезненный процесс. Юристы однозначно говорят о невозможности так называемой "абсолютной реституции", когда потомкам владельцев возвращают весь фонд недвижимого имущества, национализированного после революции 1917 года. Дело упирается в отсутствие у подавляющего большинства наследников документов на имущество. Советская власть и разруха послереволюционных лет уничтожили бумаги. Объяви сегодня реституцию, громадное количество наследников автоматически лишится легальных путей возвращения бывшего имущества. Потому что раз нет документов, то и нет прав.

Главное, оно же пока и непреодолимое, препятствие на пути хотя бы частичного возвращения былой недвижимости – в нежелании законодателя даже обсуждать этот вопрос. И его, законодателя, можно понять. Немалая часть объектов дореволюционной недвижимости имеет статус памятников архитектуры. У государства есть сомнения в целесообразности их передачи в частное управление и, тем более, владение. Даже частичный возврат может привести к переделу рынка недвижимости. К тому же, Российская Федерация не является правопреемницей Российской империи и не отвечает по ее обязательствам, а признание прав потомков дореволюционных собственников на свое имущество теоретически может повлиять и на этот вопрос.

Без правовой основы для реституции, казалось бы, более говорить не о чем. Но де-факто некоторые потомки бывших владельцев все же получают свои родовые дома и усадьбы. Сегодня есть несколько путей возвращения имущества, правда, сразу оговоримся, реституцией в строгом юридическом смысле они не являются.

Первый путь предполагает участие в управлении собственностью государства. Человек со звучным именем Михаил Юрьевич Лермонтов – правнучатый племянник великого писателя и президент ассоциации "Лермонтовское наследие", совместно с государством восстанавливает усадьбу Середниково. На его взгляд, путь государственно-частного партнерства является оптимальным. В этом случае недвижимость передается наследникам, например, в аренду на 49 лет со строго определенными обременениями по использованию. В случае с Середниковым, которое имеет большую историческую значимость для страны – здесь четыре лета жил Лермонтов и провел детство реформатор Столыпин, – обременение состоит не только в обязательной реконструкции усадьбы, но и в обеспечении в дальнейшем беспрепятственного доступа граждан к памятнику. Ну, и конечно, право аренды не сделает Михаила Юрьевича полновластным собственником усадебного комплекса. Сам потомок Лермонтова не против такого, как он говорит, "нравственного пути" реституции: "Мы пишем, обращаемся, просим власть вернуть нам собственность. Они идут навстречу".

Потомок дворянского рода Леонтьевых Сергей Александрович Леонтьев выбрал другой путь. Он выкупил бывшую усадьбу предков – Воронино под Ростовом Великим. Покупке предшествовал ряд счастливых и случайных совпадений. Национальный фонд "Возрождение русской усадьбы" опубликовал в газете "Новая деревня" заметку о выставленной на торги местными властями усадьбе Воронино. Сергей Александрович совершенно случайно наткнулся на публикацию и на собственные средства совместно с фондом выкупил Воронино музейно-гостиничный комплекс. Обязательный статус музейно-гостиничного комплекса тоже был обременением со стороны государства. Сегодня Леонтьев владеет только комплексом зданий, с оформлением в собственность земли возникли проблемы по линии Регистрационной палаты. Сергей Александрович признается, что процесс обретения фамильного наследства был связан с "невероятными трудностями" и он "не завидует никому, кто отважится сегодня на покупку недвижимости предков". Тем не менее, Леонтьев уверен, что никто, кроме него, не станет столь же бережно относиться к этой усадьбе.

Автору этой статьи довелось пожить в Чехии, прошедшей в 1990 г. процедуру "абсолютной реституции". Там все и всем вернули. И оказалось, что часть недвижимости так и не обрела своих владельцев. Крупнейшие замки и виллы в сельской местности, в районах с неразвитой туристской инфраструктурой остались в собственности государства – бывшие владельцы посчитали затраты на реконструкцию и содержание и отказались от родовых гнезд. Несколько наиболее оборотистых собственников сумели продать замки богатым американцам или европейцам, для которых чешские цены на элитную недвижимость показались умеренными. Теперь над некоторыми замками – архитектурными доминантами местности, гордо реют американские флаги. По большей части инертным чехам все равно, но представить такое в российской глубинке совершенно невозможно.

В России с момента отъема собственности у частных владельцев прошло почти в два раза больше времени, чем в той же Чехии. Российская дореволюционная недвижимость хоть и имеет статус памятников истории, но состояние ее не в пример хуже восточноевропейского. Отдельные категории недвижимости, такие как усадьбы, в основном разрушены. А самые лакомые куски дореволюционной недвижимости наследники, скорее всего, не получат никогда. Поэтому путь индивидуального возврата имущества потомкам бывших владельцев – состоятельным и мотивированным в сохранении родового наследия, представляется наиболее оптимальным.


   Источник: Ytro.ruКомментировать
Логин:
Пароль:
MP3 - Metallica - Death Magnetic (2008)
10 худших фильмов в истории кинематографа
Гомосексуалисты дискредитировали слово "геймеры"
Россияне на дорогих спорткарах стали виновниками ДТП в Швейцарии
В Москве скончался шоумен Роман Трахтенберг
Россия обыграла Словению в стыковом матче ЧМ-2010
Почему Америке выгодна бомбардировка Луны
Испанские власти запустили кампанию по обучению подростков онанизму