Вуди Аллен так долго умилял мир своими неврозами, шутками и оптимистическими трагедиями, что почти уже сошел за хорошего парня. Мало кому в Америке сошел бы с рук скандал, сопровождавший его последний брак, когда Аллен взял, да и женился на едва достигшей совершеннолетия приемной дочери. Но это как с его фильмами: хотя его нью-йоркские невротики давно уже остались позади, а снимает он все больше «Знаменитость» и «Голливудский финал», зрители по-прежнему сидят в кинозалах с напряженными, готовыми к улыбке лицами. «Матч пойнт» (Match Point) кино настолько сумрачное, что елозить в кресле, ожидая шутки, придется почти до самого конца. Отметивший в этом году 70-летие хороший парень Вуди Аллен продемонстрировал ту баньку с пауками, из которой выходили в мир его шутки. Инструктор по теннису Крис (Джонотан Рис-Майерс) знакомится на корте с молодым аристократом. Это становится началом хорошей дружбы, теннисист очаровывает сестру нового приятеля, и вскоре дело идет к помолвке. Отец невесты, богатый доброжелательный буржуй, берет его в свою компанию на хорошую должность – если государством может управлять кухарка, то уж теннисист наверняка справится с небольшой корпорацией. Некоторой проблемой становится страсть, которую Крис испытывает к девушке своего аристократического друга – Ноле (Скарлетт Йоханссон). Быстрый секс в чистом поле, впрочем, становится лишь эпизодом – обоим есть, что терять. Вскоре Крис женится на своей милой овце-невесте; Нола, брошенная аристократом, исчезает, и все идет на лад. Но однажды, столкнувшись с Нолой на улице, теннисист не справился с управлением. Начинается роман, итогом которого станет беременность, убийство и торжество самых мрачных предположений о природе мироздания. Надо отдать классику должное – историю о торжестве случайности над моралью, добродетелью и Господом Богом Аллен обставил без суеты и желчи. Подробно и доказательно сплетая цепь необязательных событий в роковую страсть, он непрерывно уклоняется от определений и ни на кого не показывает пальцем. Идея о том, что плебей среди аристократов это мина замедленного действия, прочая растиньяковщина, социальная критика, сдержанное достоинство англичан против ожесточенного голода американки Нолы – все это обманки. Фильм словно распадается на два куска – до и после убийства, совершенного Крисом, задерганным женой и любовницей. В ту секунду, когда он нажмет на спусковой крючок, картина превратится из любовной драмы на фоне английских парков в божественную комедию. Господь посылает знаки полиции, мертвые являются, чтобы требовать отмщения, но их никто не услышит. Крис словно владеет ключом к мирозданию, который есть вера в абсолютную бессмысленность всего сущего. Против такой силы бессильны даже знамения. Есть подозрение, что долгие годы Аллен просто пудрил нам мозги, и в теннисисте Крисе куда больше общего с его создателем, чем у вековечного нью-йоркца на кушетке психоаналитика. Во всяком случае, мощь, которую продемонстрировал 70-летний Аллен в этой картине, больше к лицу первому. Впрочем, ирония, питаемая страхом смерти, и спокойствие, питаемое признанием ее неизбежности, суть одно. Если же эти материи кажутся слишком тоскливыми, то всегда есть Скарлетт Йоханссон. После «Матч Пойнт» сомнений в ее таланте уже не остается, а вид этой блондинки – сам по себе противоядие, как от экзистенциальных тревог, так и от достоевских терзаний. |