Хотя антиамериканизм – заболевание не менее стыдное, чем американофилия (и то и другое относится к области политической чесотки), время от времени ловишь себя на страшных мыслях. Ну, вроде подозрений об интимных связях Голливуда с госдепом США, культурной интервенции и всем таком прочем – см. Проханова, Митрофанова и Зюганова. Во всяком случае, продолжение приключений грозного кабальеро «Легенда Зорро» просто пугает своим идеологическим напором и звериными гримасами империализма на загорелых физиономиях Антонио Бандераса и Кэтрин Зеты Джонс. Прошло десять лет с событий, описанных в предыдущей части. Зорро со своей бойцовской супругой растят сына, который не знает, кто на самом деле его отец, в миру добропорядочный сеньор. Тем временем Калифорния стоит на пороге больших перемен: народ рыдает от желания вступить в США, по поводу чего и проводится референдум. Толстощекие Хуаны и Хуаниты прилежно топают на участки для голосования, чтобы сказать «да» светлому будущему без эксплуатации человека человеком. Но находятся силы, которые противятся народному счастью, злобные отбросы общества на службе у респектабельных мерзавцев. Мерзавцы – это орден рыцарей Арагона, тайное общество крестоносцев, незримо правящих Европой. Испугавшись усиления Америки, грозящей положить предел их тлетворному влиянию, они придумали план, как разорить и обескровить молодые штаты. Все это происходит на фоне семейных неприятностей Зорро: сын не уважает, жена гонит из дома, остался один конь. Лучшее, кстати, что есть в фильме. Но козни европейцев помирят супругов, так долго сражавшихся за вхождение Калифорнии в северную семью народов. Изумление, которое испытываешь от этой истории, даже не успевает перейти в раздражение. Не было никакой войны с Мексикой и аннексии половины ее территории, вашингтонские политики середины XIX века не считали Калифорнию воротами экспансии на восток, а Сан-Франциско – жизненно необходимым для развития национального китобойного промысла портом. Просто мексиканцам очень хотелось в Америку – тезис понятный для современного зрителя. Ну а козни европейцев – это вполне естественно. Все обитатели Старого Света – кровосмесительные уроды и моральные извращенцы. «Ленин в октябре» отдыхает. Все это делает «Легенду Зорро» более всего похожей на экранизацию политического анекдота. Проблема в том, что политические анекдоты – это для взрослых, а «Легенда» – лента, сделанная по всем канонам детского кино. С отважным мальчиком, смешной лошадкой и отсутствием колото-резаных ран. Как ни смешно, но в фильме про великого фехтовальщика никто не умирает от удара шпагой. Злодеи гибнут от собственных козней, единственная жертва со стороны добра – симпатичный пеон – от выстрела в спину. То есть это что – фильм для детей, которым скучно будет слушать объяснения про китобойный промысел? Такая вот культурная инвазия. Настораживает слово «легенда» в названии – указание на то, что создатели ведали, что творили? Впрочем, неважно. Все это по-своему трогательно – в сердце штата, где в крупных городах на мили тянутся кварталы, обитатели которых говорят только по-испански и ненавидят гринго, сняли фильм о добром дикаре, который привел народ свой в эдем прогресса. Этой иронией обстоятельств и можно утешиться. А сводить детей посмотреть на лошадку можно уже сегодня. |