Timus
  НовостиСообществоСервисыМузыкаКиноИгрыПоискО проекте  
 В разделе
Московский футбольный клуб нанял колдуна
Футбольный клуб "Москва" официально зачислил на должность колдуна человека по имени Бронислав
19 июля 2006

Южноуральские спасатели переселили бобра
Отряд поисково-спасательной службы города Кыштым Челябинской области переселил на новое место жительства бобра
19 июля 2006

Опоздавшие на паром пассажиры угнали траулер
Двое ирландцев 18 и 20 лет угнали рыболовецкое судно из валлийского порта Холихед в ночь на 16 июля
18 июля 2006

Подростки решили попробовать водку внутривенно
Девочка 14 лет в компании с двумя сверстниками решила оценить алкоголь в качестве тяжелого наркотика
18 июля 2006

Подарок уборщице продан на аукционе за 92 тысячи фунтов
Драгоценная китайская ваза времен династии Цинь, 60 лет назд подаренная британской уборщице бывшими работодателями, продана на аукционе за 92 тысячи фунтов стерлингов
12 июля 2006

Избранные идиотизмы наглядной агитации

  20 июля 2006

Баннеры, растяжки, слоганы – это не только реклама, но еще и агитация самого что ни на есть наглядного свойства. Наглядная агитация в России появилась позже рекламы – только в начале XX в., вместе с либерализацией общественной жизни после 1905 года. Советская власть сразу круто взялась за дело продвижения лозунгов. В Конституции РСФСР 1918 г. в разделе "Общие положения" в ст.18 прямо был записан один такой лозунг нового времени – "Не трудящийся, да не ест!".

Время расцвета наглядной агитации и пропаганды пришлось на 20-30-е годы. Даже великий поэт Маяковский поучаствовал в процессе. Кроме всем известного "Нигде кроме, как в Моссельпроме" или "Я славлю Отечество, которое есть, но трижды – которое будет", он сотворил маленький, но забытый шедевр: "Баба, не будь дурой – занимайся физкультурой". Затем идеологическая машина потеряла былой креатив и к 70-м годам закостенела в бесконечных кондовых "Слава труду! (КПСС, советской науке etc.)" и "Наша цель – коммунизм".

Сегодня многие образцы советской наглядной агитации вызывают смех. Чего, например, стоит производственное садо-мазо 50-х годов "Опытные рабочие – не издевайтесь над молодыми", где троица побитых жизнью морд с явным садистским наслаждением смотрит сверху вниз на молодого трудягу у станка. Внизу подпись: "Молодого рабочего обучим и подымем". Остается только догадываться, что имел виду автор под "обучением".

Традиционно занимательной была санитарно-просветительская ниша наглядной агитации. Пациентов пугали геморроем и желтухой, а заодно поясняли, как избежать болезней на практике. Особенным вниманием почему-то пользовались запор и понос. В детских санаториях можно было встретить лозунг "У запора два врага – чернослив и курага", а в поликлиниках висели страшноватые желтые плакатики "Наши дети не должны болеть поносами", на которых желтый малыш держал в руке игрушку, подозрительно похожую на клизму.

Примета нынешнего времени – возрождение традиции наглядной агитации от имени государства и ведомств. В нашу жизнь снова входят лозунги. Как правило, новый российский лозунг в части устойчивых оборотов явно или неявно копирует советские образцы. То ли пропагандисты остались с тех времен, то ли это уже передается на генетическом уровне. Иначе чем объяснишь появление призывов типа "Ни пяди родной земли врагу не отдадим". И это в Подмосковье, которое уже пять веков не граничит ни с одним иностранным государством. Может, речь на довольно безвкусно оформленном плакате идет о преемственности воинских традиций от времен Великой Отечественной войны, когда плакаты подобного содержания появлялись в тылу. Но тогда они несли иную функцию. Или Подмосковье все-таки с кем-то воюет?

Сдается нам, "новая-старая" агитация появилась неспроста. Как и в советское время, массированное появление плакатов и растяжек на определенную тему приурочивается к какой-нибудь пропагандистской кампании. Началась в 60-е годы в СССР кампания по борьбе с пьянством (не путать с кампанией по борьбе с алкоголизмом при Горбачеве) – повсюду появились плакаты с бутылками и пьяницами в разных ракурсах. Точно так же лет 5 назад, когда стартовала антинаркотическая кампания, на улицах появились плакаты с протокольными слоганами "Наркотики – это смерть" или "Молодежь против наркотиков". Сейчас они вроде бы сошли на нет – то ли наркоманию победили, то деньги на проведение пропаганды через наглядную агитацию кончились.

Плакат, как и лет двадцать назад, выполняет социальный заказ. Вот милиция пытается очистить свой имидж. Получается не очень, зато бывает смешно. По всей Москве можно видеть плакат: "Конфликт в семье? Участковый от слова "участие". Замечательно!

Правда, есть в российской агитации и новые тенденции. Лозунги могут подогревать региональный патриотизм. Так, перед въездом в славный своими огурцами городок Луховицы уже несколько лет красуется слоган: "В России только три столицы: Москва, Питер и Луховицы!". Кстати, замечаете некоторую корявость размера двустишия? Когда-то высказывание звучало как "В России только три столицы: Москва, Рязань и Луховицы!" (Луховицы находятся на полпути в Рязань из Москвы). В некоторых центрах субъектов Федерации висят приветственные баннеры типа "Добро пожаловать в столицу!", без уточнения, в столицу чего.

Вообще, в каждом регионе свои особенности. Вот Владивосток, еще недавно печально знаменитый отключениями воды и электричества, порадовал стилизацией под знаменитый советский плакат: "Ты записался добровольцем?" Только теперь парень в буденовке – наверное, служащий жилкомхоза, выбивающий долги из населения – вопрошал: "А ты заплатил за свет и тепло?"

В Интернете легко найти фотографию из Обнинска, где на автосервисе висит советская агитка: "Коммунизм – это право каждого на чужое". Растяжка относительно новая, поэтому, скорее всего, просто копирует неудачный советский лозунг для привлечения внимания.

Случаются и вовсе казусы. Всероссийский интеллектуал Александр Друзь рассказывал в одном из интервью, как на показательном брейн-ринге в одной из колоний Тверской области висела растяжка "Ударим брейн-рингом по ВИЧ-инфекции!"

Молодежное отделение "Единой России" в Вологде недавно разрисовывало лозунгами, нет, не резные палисады, а бетонные секции заводского забора. Среди плодов молодежного творчества выделялись своей репрезентативностью два. На одной секции забора была изображена голова Путина и подпись латиницей "Putin patriot", а на другой призыв – "Помни, Россия – не Америка!". То есть вроде бы мы и не Америка никакая, но "патриот" все равно лучше написать латинским шрифтом.

В отдельную категорию, по нашему мнению, надо занести так называемый "лесной плакат". Многочисленные "шедевры" повествуют о двух вещах: огонь – враг леса, а природа – наша мать, которую надо беречь. Творчество лесхозов не претерпевает изменений со временем, а иногда достигает вершин маразма. В Тюменской области на трассе в лесном массиве установлен плакат следующего содержания: "Искры вылетают из выхлопной трубы – надо ехать в сервис, а не по грибы!" На каких умственно отсталых рассчитана сия пропаганда, пока установить не удалось. Нормальным людям и так понятно, что огонь может поджечь лес, а природу надо беречь. Но лесных дел агитаторы об этом не догадываются. И вместо планов местности и информационных указателей, как в цивилизованных странах, по краям зеленых насаждений появляются очередные плакаты из серии "Лес – всему голова".

Ну а победителем в заочном соревновании забавных лозунгов дня сегодняшнего мы бы выбрали творчество неизвестного широкой общественности автора-муниципала из подмосковной Электростали. Там улицы города украшал баннер с нехитрым житейским призывом: "Завел собаку – убери бяку!"


   Источник: Ytro.ruКомментировать
Логин:
Пароль:
MP3 - Metallica - Death Magnetic (2008)
10 худших фильмов в истории кинематографа
Гомосексуалисты дискредитировали слово "геймеры"
Россияне на дорогих спорткарах стали виновниками ДТП в Швейцарии
В Москве скончался шоумен Роман Трахтенберг
Россия обыграла Словению в стыковом матче ЧМ-2010
Почему Америке выгодна бомбардировка Луны
Испанские власти запустили кампанию по обучению подростков онанизму