Начало этой недели принесло две сенсации, и обе они связаны с одним и тем же фильмом. Фильм «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана» стал рекордсменом американского проката и первым идеологическим изгнанником проката российского. Лента с длинным названием вышла в американский прокат 3 ноября всего на 800 экранах вместо запланированных ранее 2200. Как утверждали представители кинокомпании 20th Century Fox, это решение было принято после проведения опросов потенциальных зрителей. Реклама, дескать, подвела – мол, большинство опрошенных понятия не имеют, что это за лента. Лишь 27 процентов респондентов знали о грядущей премьере, в то время как около 80 процентов собирались идти на фильм «Санта Клаус-3», который выходил на экраны одновременно с «Боратом». Но уже в понедельник, когда появились суммы кассовых сборов, оказалось, что урезанный «Борат» порвал разрекламированного «Санту» в клочья. Сказка Майкла Лембека «Санта Клаус-3» собрала всего 20 млн, а «Борат», вышедший вдвое меньшим тиражом, переиграл конкурента практически на треть – $26,4 миллиона. Тут же последовала еще одна новость. Анонс российской премьеры ленты, планировавшейся на 30 ноября, исчез из репертуарного плана компании-прокатчика «Гемини-фильм», а ведомственная рассылка «Бюллетень кинопрокатчика» объявила об отмене проката ленты в России. Издевательская комедия Ларри Чарльза с Сашей Бароном Коэном в роли казахстанского журналиста Бората Сагдиева давно раздражала власти. Правда, не российские, а сопредельные – правительство Казахстана. Рассказ об американских похождениях казахского журналиста, гомофоба и антисемита, больше всего раздражал казахстанские власти славословиями в адрес «блистательного Казахстана». Общаясь с американцами, этот псевдожурналист не уставал рассказывать об успехах Казахстана в плане демократизации – в этом прогрессивном государстве женщинам с 2003 года уже разрешили ездить внутри автобуса, на цыган охотятся все реже, а евреев, конечно, надо бы покидать в колодцы, но это пока не к спеху. Узбекские спецслужбы, правда, наглеют, но казахские катапульты скоро сравняют с землей их жалкие города. Встревоженный тем, что россияне могут не узнать об успехах соседей, «Парк культуры» обратился за разъяснениями в компанию «Гемини-фильм». Там нам ответили, что отмена проката ленты – вовсе не их инициатива. Дело в том, что прокат каждой ленты в нашей стране до сих пор визируется в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии. И именно на ленту «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана» «Гемини-фильм» не получила прокатного разрешения в Госкино. По словам сотрудников компании-прокатчика, это первый случай за все время работы в России. В Госкино информацию подтвердили. Начальник отдела государственного регистра Васючков Юрий Викторович объяснил решение так: «Мы посчитали, что фильм содержит материалы, которые некоторому количеству зрителей могут показаться уничижительными в отношении некоторых национальностей или религий». Распоряжение о запрете подписал Александр Алексеевич Голутва, заместитель Руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии. Юрий Викторович не стал скрывать, что решение о запрете – событие беспрецедентное. По словам чиновника, на его памяти прокатное разрешение не утверждали считанные разы, как правило – для порнографических фильмов. По «национально-уничижительным» мотивам фильм «закрыли» в первый раз. В начале этого года официальный представитель МИД Казахстана Ержан Ашикбаев публично выразил надежду, «что компании-прокатчики проявят ответственность и не будут показывать этот фильм. Он оскорбителен для народа Казахстана и может вызвать нарекания со стороны общественности, которая обвинит правительство в попустительстве таким вещам».
Судя по всему, призыв господина Ашикбаева услышали не только в Казахстане. |