Полиция против гангстеров, дубинка против кинжала, толстяк против тощего – в этом фильме полно всяких противостояний. Нет только одного – добро против зла. Как настоящий гонгконгский фильм, «S.P.L.» не забывает погрустить между очередным открытым перелом и пулей в башке, растворив в печали о тщете сущего все различия между героями и негодяями. Глава гангстеров По неуязвим. Последняя попытка посадить мерзавца за решетку закончилась тем, что главный свидетель и его жена были убиты. Инспектор Чан, удочеривший девочку погибших, собирается в отставку, но не может уйти, пока не «закроет» По. Бойцы из его бригады жаждут того же. К тому же хочется сделать подарок любимому шефу. Тем временем, новый начальник, инспектор Ма, потихоньку осматривается на месте. И не может не заметить, что бригада Чана довольно легкомысленно относится к процессуальному кодексу: избивает подозреваемых, фабрикует улики, избавляется от ненужных свидетелей. Проблема в том, что все это не корысти ради. Цель жестоких полицейских – покарать преступников, и здесь все средства хороши. Что делать инспектору Ма, безупречному полицейскому, который сам когда-то сделал идиотом одного уголовника одним ударом кулака? Хотя важнее вопрос – что делать зрителю, попавшему на идеальный путеводитель по гонгконгскому полицейскому нуару? Восхищение от безупречности «S.P.L.» странно смешивается с дежавю: кажется, еще немного, и полетят знаменитые голуби Джона Ву. Каждую минуту не оставляет чувство, что и эту ярость, и эти слезы, и эти лица видел уже тысячу раз – но хуже они от этого не стали. Видимо, такова цена декаданса – безупречное повторение пройденного. После корейских эскапад, особенно после шедевральной бойни молотком в «Олдбое», переосмыслившей всю традицию боевой хореографии азиатского боевика, фильм выглядит чистой, как слеза полицейского, ностальгией. «S.P.L» можно назвать шикарным надгробием жанра, мощь которого воплощает сыгравший гангстера Само Хун, человек-гора, забавлявший публику еще в «Операции А» с Джеки Чаном, и один из самых влиятельных людей в азиатском киномире. С годами способность придавать содержание кадру одним своим присутствием у Хуна сравнялась почти с богартовской. Все зло и вся печаль мира в этих глазах. Впрочем, харизматиков, хоть и уступающих патриарху в масштабе, в ленте хватает: Донни Ен, Саймон Ям, Джеки Ву. И что бы они не делали – избивали несчастного дурачка-свидетеля, крали деньги мафии, сражались с гибким, как лезвие, киллером триады в лучшей сцене ленты, крушили мебель – они восхитительно несовременны. Потому что »S.P.L.» – это фильм о мужской ярости, которая заставляет мир вертеться и которая его же и разрушает. Неудержимое бешенство, которое охватывает полицейских и бандитов, заставляя их ставить на кон все, – эмоция, практически вычеркнутая из западного кинематографа. Странно видеть столь убедительное напоминание, каким прочным основанием для фильма могут быть простейшие базовые состояния человека. Что тут скажешь – слава богу, что у нас есть честный контрабандист Тарантино. |